В «Семейной гостиной» подростки искали «Волка в овечьей шкуре»

23 февраля 2025 года в рамках работы детско-родительского клуба «Семейная гостиная» прошла психологическая игра для подростков «Волк в овечьей шкуре». Цель игры — формирование навыков безопасного поведения в Интернете.

Схемы мошенничества в Интернете, нацеленные на подростков, могут принимать различные формы. Интернет предоставляет мошенникам возможность действовать анонимно, что усложняет их выявление. Это создает благоприятные условия для мошеннических действий. Многие пользователи, в том числе, одна из уязвимых групп — дети и подростки, не осведомлены о современных схемах мошенничества и могут стать жертвами, не подозревая об этом.

Уникальность мероприятия заключалась в том, что подростки, используя свои телефоны, вели переписку в чате в телеграм. Каждого из участников в группу добавил психолог, который выполнял роль «мошенника». Немаловажным моментом было правило «не коммуницировать друг с другом вслух, то есть голосом», для того чтобы самим принимать решение о том, что написать в чат.

В ходе переписки подставной «мошенник» использовал разные формы психологических манипуляций: создание подставного аккаунта с безликим, но приятным фото профиля, установление доверия, использование подставных фотографий, манипуляции через чувство вины, использование милых стикеров и сленговых слов (чтобы быть в едином информационном пространстве с подростками), просьба сохранить тайну переписки от взрослых – «о хороших делах не кричат», создание опросов только с вариантами ответов, дающих «согласие», не давая возможность выбора.

Одним из важных моментов являлось создание безопасного пространства для обсуждения вопросов, связанных с Интернет-безопасностью, для открытой дискуссии, где участники могли задать вопросы и поделиться своими историями. Переписка была выведена на большой экран, чтобы проводить анализ фраз «мошенника», ответов участников.

Такой формат проведения профилактического мероприятия решает несколько задач:

— за счет «отыгрывания» коммуникации с предполагаемым мошенником, подростки формировали и развивали навыки распознавания потенциальных угроз, психологических манипуляций.

— подростки получили информацию, о различных схемах мошенничества в Интернете (на разных площадках) и методах противодействия им.

— на примере действий «мошенника» рассмотрели важность формирования доверительных отношений с родителями и другими членами семьи.

Участники продемонстрировали повышенный интерес к теме и формату проведения мероприятия, который оказался для них новым и любопытным.