Статья «Психология и педагогика правовых отношений»

Право – один из регуляторов отношений, принимаемых и гарантированных правил поведения.

Право психологически воздействует на человека. Любая правовая норма человеком сначала воспринимается эмоционально, а затем проходит когнитивную интерпретацию и оценку на основе таких общечеловеческих ценностей как: свобода, равенство, справедливость.

Знание о правах может подавлять или возбуждать определенные внутренние мотивы человека, развивать у него одни склонности и ослаблять другие.

Конкретное определение права зависит от правопонимания, от представлений о праве.

Для каждого человека интуитивное право развивается в детстве, в семье, в школе под влиянием не только интуитивно-правовых воззрений окружающих и воспитательных воздействий со стороны взрослых, но также и под воздействием правовых обычаев, законов и от существующего правового социального строя.  Поэтому существует необходимость правового воспитания.

Родителям и педагогам необходимо обращать серьезнейшее внимание на развитие в детях правовой психологии (правопонимания, правосознания, правореализации).

Важно развитие двух сторон права: осознание прав других и уважения к ним, но точно также и осознание собственных прав и уважения к ним.

От правопонимания – трактовки сущности права – зависит и реализация права.  Образ права предопределяет представления ребенка о характере и содержании правовых норм, на основании которых он строит свои отношения с другими людьми.

Соблюдение прав как проблема:

Соблюдение прав детей – сложнейшая политическая, правовая, психологическая, культурно-историческая и этическая проблема.

Организации по защите прав детей появились чуть более 100 лет назад. В 1919 году были основаны две первые организация по защите и спасению детей в Великобритании и в Швеции. 26 ноября 1924 – «Декларация прав ребенка» была утверждена Пятой ассамблеей Лиги Наций в Женеве.

Я. Корчаку удалось сделать так, чтобы права не просто декларировались, а работали.

Посетителей его детских домов поражала удивительная атмосфера справедливости. Вот некоторые из прав по Я. Корчаку:

— Ребенок имеет право на любовь.

— Ребенок имеет право на уважение.

— Ребенок имеет право на оптимальные условия для роста и развития.

— Ребенок имеет право жить настоящим.

— Ребенок имеет право быть самим собой.

— Ребенок имеет право на ошибки.

— Ребенок имеет право на неудачу.

— Ребенок имеет право на то, чтобы его воспринимали всерьез.

— Ребенок имеет право, чтобы его ценили за то, что он есть.

— Ребенок имеет право желать, предъявлять требования, просить.

— Ребенок имеет право на тайны.

— В отдельных случаях ребенок имеет право солгать, обмануть, украсть.

— Ребенок имеет право на уважение его собственности, его бюджета.

— Ребенок имеет право на образование.

— Ребенок имеет право сопротивлению педагогическому воздействию, если оно вступает в противоречие с его собственными убеждениями.

— Ребенок имеет право на протест против несправедливости.

Правовая культура — система ценностей, правовых идей, убеждений, стереотипов поведения, правовых традиций, принятых членами определенной общности (государственной, религиозной, этнической) и используемых для регулирования их деятельности.

Для многонациональных и мультирелигиозных обществ характерно одновременное существование в рамках одного государства нескольких правовых культур. Разные виды правовых культур бывают трудно сопоставимы между собой, каждая из них имеет свою самоценность.

Правовая культура общества зависит от уровня развития правового сознания, уровня развития правовой деятельности (правотворческой и правореализуещей).

Правовая культура человека выражается в способности пользоваться своим правом, действовать в рамках права, а также в наличии правовой грамотности.

Выделяют индивидуальное, групповое и общественное правосознание. Также оно делится на законоодобряющее, законопослушное и закононарушающее.

Формами реализации права являются:

Использование — активная реализация тех возможностей, которые заключены в праве.

Исполнение — это воплощение в жизнь норм, когда человек совершает какое-либо действие, которое ему вменялось законом в обязанность.

Соблюдение — реализация обязанности, заключающейся в воздержании от совершения каких-либо действий, которые были запрещены.

Правовые отношения:

Как научиться строить правовые отношения с другими людьми?

Зачем отслеживать ситуации нарушения прав?

Как отстаивать свои права и гарантировать права другим людям?

«У каждого человека есть права», – говорим мы, когда встречаемся с подростком, чтобы рассказать ему о занятиях, которые мы проводим в школе. «Знаешь, ли ты права, которые есть у тебя?» «Ну, да. Право на слово и… что-то больше не припомню». «Да, действительно, у тебя есть еще и другие права, и ты можешь познакомиться с ними».

«Какое из этих прав кажется тебе самым важным?». Очень часто этим правом оказывается право на безопасность. «Что значит, для тебя лично, быть в безопасности?» «Это значит, что никто не бьет меня, не берет мои вещи, не кричит на меня и не обзывается…» «Были ли случаи в твоей жизни, когда это право нарушалось?» «Конечно! Сколько угодно! Вот, например…»

Безопасность – отсутствие угрозы причинения зла или вреда; сохранность, надежность (толковый словарь, В. Даля).

А. Маслоу к категории безопасности причисляет следующие потребности: потребность в стабильности, в защите, в свободе от страха, тревоги и хаоса, потребность в постоянстве, структуре, порядке, законе.

Несправедливость или непоследовательность заставляет ребенка ощутить непредсказуемость мира, его опасность убеждает ребенка в том, что этому миру нельзя доверять. Вопреки мнению о том, что ребенок стремится к вседозволенности, психологи и педагоги обнаруживают, что ребенок нуждается в том, чтобы жить в структурированном мире, его угнетает непредсказуемость.

Взрослые часто не отдают себе отчета в том, что они являются гарантами прав ребенка на безопасность, на обеспечение надлежащей защиты. Гнев родителя или учителя, угроза физического наказания, грубое обращение, словесное оскорбление подчас вызывает сильный испуг или тревогу у ребенка. В такой обстановке потребность в безопасности оказывает сильное влияние на мотивацию учебной деятельности.

Дети группы социального риска, которые живут в нестабильных условиях, характеризуются более низкими показателями потребности в достижении, направленности на приобретение знаний и более высокими показателями склонности к проявлению агрессии при сравнении с подростками, живущими в стабильных семейных условиях.

Если педагогический (семейный) коллектив не является единой командой, которая действует согласованно: каждый обучает и воспитывает по-своему, нет единой системы требований, взрослые сами нарушают существующие требования, то это само по себе является фактором, провоцирующим правонарушения.

Любые отношения, в том числе правовые, имеют две стороны:

— Если вы гарантируете мою безопасность, то я ее чувствую и начинаю верить.

— Все люди, которые напоминают мне тех, кто нарушал мою безопасность, не внушают у меня доверия. «Они отняли у меня право».

Что со мной происходит, когда я теряю право?

Право – означает управлять, править. Мое право – я управляю. У меня нет права – кто-то управляет. Если все права у одного, то все остальные зависят от него. У кого больше прав в семье? У родителей. Тот, у кого ответственность, у того и права, так как он выбирает.

Что часто хотят взрослые? Чтобы ребенок нес ответственность, а они управляли. Это невозможно. При передаче ответственности необходимо гарантировать права.

Если какие-нибудь права нарушаются, то появляется зависимость. Сила зависимости пропорциональна количеству отнятых прав. Чем больше у вас прав, тем меньше зависимостей. Чтобы сделать человека зависимым, нужно отнять у него права. Человек, который лишен прав, становится лишенным и идентичности, он плохо учится, плохо работает, так как не управляет собой.

Если у меня есть право быть выслушанным, то при каких условиях оно может быть реализовано? Если есть субъект, который гарантирует это право.

Права – это отношения. Как только вы перестаете меня слушать, я перестаю иметь это право. Ваше право – это чья-то обязанность. Отказываясь обеспечивать чьи-либо права, люди отказываются выполнять определенные обязанности.

Понаблюдайте в жизни, как вы реализуете свои права и как относитесь к правам других людей. С какими трудностями вы сталкиваетесь при этом?

Автор: Пежемская Юлия Сергеевна, психолог отдела профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних СПб ГБУСО социальный приют для детей «Транзит».