Информация для родителей

Быть родителем совершенно непросто. Мы предлагаем Вам ознакомиться с информацией, которая поможет уберечь Вашего ребенка от насилия в реальной жизни и в интернете и которая поможет сохранить его психологическое благополучие.

Как защитить Вашего ребенка от насилия

Ребенок с большей вероятностью сможет защитить себя от насилия в том случае, если он будет знать:
1. что является сексуальным насилием, какие прикосновения к телу допустимы, а какие – нет;
2. что он имеет право сказать «нет», если к нему прикасаются, предлагают сделать то, что ему неприятно;
3.что взрослый поверит ему и защитит, если ему сказать о том, что случилось. 

1. Ребенок – хозяин своего тела. Он имеет право одеваться, мыться и спать один, если ему так хочется.

2. Существуют разные прикосновения. Есть приятные и неприятные. Некоторые прикосновения болезненны – они нехорошие. Есть части тела, к которым не должны прикасаться другие люди, только доктор для здоровья ребёнка. Если ребенок сомневается в каком-нибудь прикосновении (хорошее оно или плохое), ему нужно спросить взрослого, которому он доверяет.

3. Следует прекратить общение с человеком, который потрогал ребенка нехорошим образом. 

4. Скажите ему, что Вы разрешаете сказать такому человеку «Нет»  и  «Не трогай меня так». Что он имеет право уйти от этого человека.

5. Объясните ребёнку, что ему обязательно следует рассказать о случаях «нехороших» прикосновений Вам или кому-то из взрослых, кому он доверяет (родственнику, учителю и т.д.).

6. Объясните ребенку слова, которыми в словаре обозначаются интимные части тела, включая гениталии.

7. Внушите ребёнку, что если кто-то потрогает его и попросит никому об этом не рассказывать или будет угрожать – ему все равно следует об этом рассказать. Это плохие секреты, их хранить нельзя. В случае угроз пообещайте, что Вы обеспечите безопасность ребёнку, защитите его, что никто не сможет причинить ему зла, если он поставит Вас в известность.

8. Никто не имеет права просить ребенка трогать интимные части его тела.

9. Скажите ребёнку, что он не виноват, если взрослый потрогает интимные час­ти его тела. Это взрослый поступает плохо, а не ребёнок.

10. Убедите ребёнка, что Вы ему поверите и защитите его, если он расскажет о чем-то плохом.

1. Всегда знать, где ваш ребенок и с кем. Проверяйте приходящих к Вам знакомых, нянь, которых вы приглашаете, и с осторож­ностью относитесь к тому, чтобы ребенок ночевал вне дома.

2. Пусть дети ходят парами или группами, когда это возможно. Дети должны всегда идти домой одним и тем же путем.

3. Познакомьтесь со взрослыми, которые работают с Вашим ребенком в школе и в свободное время.

4. Не пускайте ребенка одного в общественный туалет.

5. Прислушивайтесь к Вашему ребенку. Простые слова типа: «Мне больше не нравится этот учитель музыки» или «Я не хочу, чтобы дедушка приезжал к нам в гости» могут нести в себе важное сообщение. Спросите ребенка: «Почему же?»

6. Проверьте, понял ли ребенок то, чему вы его научили, играя с ним в игру типа «А что, если…?».

7. Внимательно выслушивайте ребенка.

8. Обсуждайте права ребенка, кто может до него дотрагиваться и кому не стоит этого позволять; кого ребенок имеет право трогать сам.

9. Обсуждайте с ребенком необходимость рассказывать взрослым о любых инцидентах, которые его смущают и вызывают неловкость. Убедить в том, что его никто ни в чем не будет обвинять.

Воспитание без насилия

У каждого человека должно быть место, где он чувствует себя в безопасности. Место, где можно отдохнуть, обрести душевное равновесие, найти жизненные ресурсы. Для ребенка таким местом является его семья. Применение же родителями физических наказаний приводит к тому, что ребенок перестает чувствовать себя в безопасности, находится в постоянном ожидании «воспитательного воздействия». В результате, он перестает верить в себя и собственные силы, у него формируется высокий риск развития стресса, хронических заболеваний, депрессий, попыток суицида, задержка психического и интеллектуального развития, появляются проблемы в общении. Другой вариант течения событий – ребенок становится агрессивным и жестоким по отношению к окружающим: детям, взрослым, животным.
К таким же, и даже более драматическим последствиям может привести и психологическое насилие: унижение, оскорбление, игнорирование ребенка, запугивание и угрозы, насмешки, демонстрирование враждебности, неоправданные завышенные ожидания и требования.
Серьезнейшим пагубным последствием для психического состояния и для всего развития личности ребенка, подвергающемуся насилию, является формирование синдрома жертвы или виктимности. У детей, подвергающихся психологическому и физическому насилию в семье, повышен риск оказаться жертвой сексуального насилия со стороны родственника или постороннего человека. Дети, которые приучены (угрозами, битьем) слепо повиноваться родителям, очень податливы при общении с другими взрослыми. Ведь грубо подавляя волю ребенка, родители программируют в нем убеждение: если уж родным отцу с матерью позволено издеваться, то чужим – и подавно.

Как человек, подвергавшийся в детстве физическим наказаниям, психологическому насилию будет воспитывать своих детей? Скорее всего, так же, как воспитывали его. Даже осознание губительности такого метода воспитания не всегда приводит к изменению стиля поведения родителей: мучительно трудно преодолеть заложенные с детства стереотипы поведения. Разорвать этот «замкнутый круг» можно, лишь проделав огромную работу над собой. Не только читая книги, посвященные ненасильственному воспитанию детей, но и воплощая в реальную жизнь принципы позитивного воспитания.

Помните, что все дети – разные. И требовать от одного ребенка каких-либо достижений, легко дающихся другому – просто неуместно. Принимайте ребенка таким, какой он есть, со всеми его особенностями, успехами и неудачами. Старайтесь понять, что движет Вашим ребенком. Чаще всего вызывающее поведение, отказ от выполнения правил, без проблем соблюдавшихся ранее – лишь способ привлечения к себе внимание родителя, стремление получить доказательство того, что он нужен и любим. Даже когда он плохо себя ведет.

Ребенок – самостоятельная личность, относитесь к нему с уважением. Внимательно и серьезно слушая ребенка, вы подаете ему пример поведения, который он перенесет в отношения с вами и окружающими. Любому приятно, когда окружающие положительно оценивают его достижения. Хвалите ребенка. Сравнивайте успехи с его прошлыми результатами, а не с результатами других детей.

Учите ребенка – разъясняя, на собственном примере, осознавать и выражать негативные эмоции. Это поможет ему в осознании себя, научит исправлять свои ошибки.

Разрешайте ребенку говорить «нет». Это дает ему возможность свободно выражать свои чувства, определять собственные желания, а затем вести переговоры. Из того, что ребенок может сказать «нет», вовсе не следует, что все будет так, как хочет он. Однако его желания и чувства будут услышаны, а это само по себе склоняет детей к сотрудничеству.

Берите тайм-аут. Почувствовав, что можете вспылить, остановитесь. Дайте себе несколько минут подумать, почему ребенок так себя ведет и как вам в этой ситуации лучше себя повести.

Будьте последовательны в своих требованиях к ребенку. Кроме этого, требования обоих родителей должны быть одинаковым, чтобы не провоцировать ребенка на непослушание.

Выработайте вместе с ребенком правила поведения в семье. Их не должно быть много и они должны быть понятны всем. Например, когда у кого-то плохое настроение, он или говорит о том, что какое-то время хочет побыть один, или просит, чтобы окружающие уделили ему время (поговорили, посочувствовали, обняли и посидели рядом).

Помните, что все дети – разные. И требовать от одного ребенка каких-либо достижений, легко дающихся другому – просто неуместно. Принимайте ребенка таким, какой он есть, со всеми его особенностями, успехами и неудачами. Старайтесь понять, что движет Вашим ребенком. Чаще всего вызывающее поведение, отказ от выполнения правил, без проблем соблюдавшихся ранее – лишь способ привлечения к себе внимание родителя, стремление получить доказательство того, что он нужен и любим. Даже когда он плохо себя ведет.

Ребенок – самостоятельная личность, относитесь к нему с уважением. Внимательно и серьезно слушая ребенка, вы подаете ему пример поведения, который он перенесет в отношения с вами и окружающими. Любому приятно, когда окружающие положительно оценивают его достижения. Хвалите ребенка. Сравнивайте успехи с его прошлыми результатами, а не с результатами других детей.

Учите ребенка – разъясняя, на собственном примере, осознавать и выражать негативные эмоции. Это поможет ему в осознании себя, научит исправлять свои ошибки.

Разрешайте ребенку говорить «нет». Это дает ему возможность свободно выражать свои чувства, определять собственные желания, а затем вести переговоры. Из того, что ребенок может сказать «нет», вовсе не следует, что все будет так, как хочет он. Однако его желания и чувства будут услышаны, а это само по себе склоняет детей к сотрудничеству.

Берите тайм-аут. Почувствовав, что можете вспылить, остановитесь. Дайте себе несколько минут подумать, почему ребенок так себя ведет и как вам в этой ситуации лучше себя повести.

Будьте последовательны в своих требованиях к ребенку. Кроме этого, требования обоих родителей должны быть одинаковым, чтобы не провоцировать ребенка на непослушание.

Выработайте вместе с ребенком правила поведения в семье. Их не должно быть много и они должны быть понятны всем. Например, когда у кого-то плохое настроение, он или говорит о том, что какое-то время хочет побыть один, или просит, чтобы окружающие уделили ему время (поговорили, посочувствовали, обняли и посидели рядом).

Если Ваш ребенок пострадал от сексуального насилия

  • В медицинские учреждения:

Для оказания Первой Медицинской Помощи.
Для обследования, чтобы исключить или вовремя обнаружить заболевания, передающиеся половым путем.
Это Важно сделать в первые часы после полового акта.

  • В полицию (работает круглосуточно):

Можно прийти с заявлением в местное отделение полиции или позвонить по телефону в дежурную часть в данном районе. Необходимо сообщить о случившемся и вызвать на место происшествия.

  • В следственный комитет:

Можно подать заявление о преступлении в Следственный комитет.
Рабочие часы с 9-00 до 17-00.

Нельзя: Ругать и наказывать ребенка за случившееся.

Ваш ребенок не виноват в случившемся, и в этот трудный момент он нуждается в поддержке и помощи, которую можете дать ему именно Вы.

Нельзя: Стирать или выбрасывать одежду, в которой был ребенок во время происшествия.

В уголовном деле одежда может стать уликой, которая позволит доказать виновность преступника, уничтожив улики – Вы уничтожаете свой шанс на правосудие.

Нельзя: Мыть ребенка до осмотра врачей.

На теле ребенка могут также остаться улики, необходимые следствию. Необходимо зафиксировать все травмы и биологические образцы, чтобы собрать максимальную доказательную базу. 

Психологи СПб ГБУСО социальный приют для детей «Транзит» оказывают психологическую помощь детям, пострадавшим от сексуального насилия, и сопровождают ребенка в ходе следственных действий по ст. 131-135 УК РФ. 
тел.: 576-83-57

  1. Независимо от того каким образом Вы подаете заявление (в отделении полиции или при прибытии полицейских по Вашему вызову), потребуйте принять Ваше заявление о возбуждении уголовного дела.
    Если у Вас отказываются принять заявление необходимо попасть на прием к начальнику отдела полиции и повторно потребовать принятия заявления.
  2. Записать ФИО полицейских, прибывших по Вашему вызову, и их служебные телефоны.
  3. Дать объяснение сотруднику полиции и написать заявление о возбуждении уголовного дела в отношении обидчика.

В объяснении и заявлении о возбуждении уголовного дела Вашему ребенку необходимо сообщить следующую информацию:

  • дата и время события;

  • место совершения преступления (подробно: по какому адресу, в какой комнате, кто и где находился);

  • описание события преступления;

  • указать свидетелей, если они были (ФИО, где находились в момент совершения преступления, что видели, слышали, что могут подтвердить).

Если объяснение (заявление) пишет сотрудник полиции, потребовать чтобы объяснения ребенка были записаны дословно, подробно, в полном объеме и без интерпретаций. В случае, если сотрудник полиции отказывается внести изменения в соответствии с Вашими требованиями, при подписании объяснения (заявления) укажите, что подписываете их с замечаниями, так как в тексте не отражены показания ребенка, и указать какие (искажены показания ребенка и в чем выразилось искажение).

1. При подаче заявления Вам обязаны выдать талон-уведомление, где должно быть указано: от кого принято заявление, когда оно принято, под каким номером оно зарегистрировано.

2. По поступившему заявлению должно быть принято одно из следующих решений:

  • о возбуждении уголовного дела;

  • об отказе в возбуждении уголовного дела.

3. В случае, если в срок от 3 до 10 суток со дня подачи заявления не было принято решение, либо если Вы с ним не согласны с ним, то можно обжаловать действия сотрудника полиции в прокуратуру или в суд.

Центральный аппарат
190000, наб. реки Мойки, дом 86-88

Дежурная служба т. 570-66-71

Следственный отдел по Адмиралтейскому району
190068, ул. Большая Подъяческая, дом 19
Канцелярия т. 407-46-09

Следственный отдел по Василеостровскому району
199034, В.О., 6-ая линия, дом 7
Канцелярия т. 323-19-02

Следственный отдел по Выборгскому району
194044, ул. Смолячкова, дом 14, корпус 3, лит. Г
Канцелярия т. 542-40-42

Следственный отдел по Калининскому району
195009, ул. Комсомола, дом 17
Канцелярия т. 591-63-71

Следственный отдел по Кировскому району
198188, ул.Возрождения, дом 17
Канцелярия т.786-04-05

Следственный отдел по Колпинскому району
196655, г. Колпино, ул. Культуры, дом 8, лит. А
Канцелярия т. 461-61-86

Следственный отдел по Красногвардейскому району
195112, Заневский пр., дом 25, лит. А
Канцелярия т. 528-31-05; 528-64-53

Следственный отдел по Красносельскому району
198263, Ленинский проспект, д. 57, корп.1
Канцелярия т. 616-28-57


Следственный отдел по Кронштадтскому району
197760, г. Кронштадт, пр. Ленина, дом 47
Канцелярия т. 311-20-82

Следственный отдел по Курортному району
197701, г. Сестрорецк, Приморское шоссе, дом 280 лит.А
Канцелярия т. 437-00-66

Следственный отдел по Московскому району
196135, Московский пр., дом 204, лит. А
Канцелярия т. 373-99-09

Следственный отдел по Невскому району
192131, бульвар Красных зорь, дом 7
Канцелярия т. 560-35-39; 560-01-66

Следственный отдел по Петроградскому району
197101, ул. Большая Монетная, дом 27, лит. А
Канцелярия т. 233-83-54

Следственный отдел по Петродворцовому району
198510, г.Петергоф, Суворовский городок, дом 2, лит. А
Канцелярия т. 427-08-33

Следственный отдел по Приморскому району
197183, Приморский пр., дом 31-Б, лит. А
Канцелярия т. 340-50-24; 340-50-34

Следственный отдел по Пушкинскому району
196061, г. Пушкин, ул. Московская д.47/15, лит.А
Канцелярия т. 451-97-06

Следственный отдел по Фрунзенскому району
192286, ул. Димитрова, дом 26
Канцелярия т. 701-66-09; 701-66-33

Следственный отдел по Центральному району
191014, Басков пер., дом 33
Канцелярия т. 579-01-17